Ребенок счастлив, когда его любят

Ребенок счастлив, когда его любят

20 ноября – Всемирный день ребенка. В этот день в 1959 году Генеральная Ассамблея приняла Декларацию прав ребенка. В нее вошли статьи, призывающие родителей, государственные органы, национальные правительства, местные власти, а также неправительственные и добровольные организации признать и соблюдать изложенные в ней права и свободы детей и обеспечить им счастливое детство. Так как документ носил лишь рекомендательный характер и не имел обязательной силы, то требовались другие законы, для чего 20 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка.

Значительной проблемой во всем мире являются дети, которые остались без родителей, по какой-либо причине. Это довольно печально, поскольку каждый ребенок заслуживает любовь и поддержку своей семьи. Поэтому, очень важно знать и помнить о детях-сиротах, лишённых родительской заботы, по мере сил оказывая им помощь и поддержку.

В отечественной литературе есть немало замечательных книг, написанных на тему сиротства, многие из которых уже стали классикой.

Одно из лучших и значительных произведений, затронувших тему обездоленности детей, повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» (другое название – «В дурном обществе»), написанная в 1885 году. Эта повесть о детской дружбе, о жизни детей из дворянских семей и детей из семей бедняков в царской России. Короленко пишет от лица ребенка, главного героя Васи, у которого нет самого дорогого человека на свете – мамы. После смерти мамы Вася остается со своим отцом – городским судьей, который совсем не уделяет время своему сыну, и, наверное, даже не любит. В этом произведении сиротство – это состояние души ребенка, который чувствует себя одиноким: «Я рос как дикое деревцо в поле, – никто не окружал меня особенной заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы» – говорил о себе Вася. Главный герой знакомится с ребятами, которые живут в сыром подземелье вместо дома, вечно голодные, вынужденные воровать, чтобы не умереть с голоду. Вася с ребятами очень сблизился, они ему заменили семью.

В этой повести автор затрагивает вопросы сострадания, благородства, сопереживания, дружбы, раскрывает тему отцов и детей, богатства и бедности, взросления и становления личности.

После революции в России ситуация сменилась: на смену сироткам приходят беспризорники. Об этом рассказывается в приключенческой автобиографической повести Г.Белых и Л.Пантелеева «Республика ШКИД».

Главная мысль повести – проблема воспитания. Л. Пантелеев писал: «В сущности, мы с Макаренко делали одно дело. Разница только в том, что Макаренко был талантливее, во-первых, а во-вторых, ему было легче. Он имел всё-таки дело селянскими хлопцами, а я – с такой вот изощрённой публикой».

«Много подростков во время революции, голода и гражданской войны растеряли своих родителей и сменили семью на улицу, а школу на воровство, готовясь в будущем сделаться налётчиками. Нужно было немедленно взяться за них, и вот сотни и тысячи пустующих, полуразрушенных домов снова приводили в порядок, для того чтобы дать кров, пищу и учение маленьким бандитам. Так появилась особая сеть детских домов-школ, в шеренгу которых стала и вновь испеченная «Школа социально-индивидуального воспитания имени Достоевского», позднее сокращенная её обитателями в звучное «ШКИД».

Герои повести отчаянные парни, которые прошли сквозь огонь, воду и медные трубы. С воровскими повадками и кличками, которые были у всех ребят и даже у воспитателей.

Но стоит нам вглядеться в юных воспитанников школы, то под кличками мы обнаружим искалеченных жизнью, изморенных голодом, истеричных подростков, по нервам которых прокатились годы войны, блокады, разрухи. Вот поэтому они легко возбуждаются, так быстро переходят от гнетущей тоски к иступленному веселью, от мирных бесед с Викниксором – к новому, еще более отчаянному восстанию.

В этой повести читатель прослеживает процесс воспитания между детьми и воспитателем, из которого последний выходит победителем.

Во время второй мировой войны сирот становится ещё больше. Сколько детей участвовало в неравной борьбе с действительностью. На эту тему написано много книг, например: повесть «Иван» В. Богомолова, «Ночевала тучка золотая» А.И. Приставкина, «Сын полка» В. Катаева и т.д.

На сегодняшний день, к большому сожалению, проблема сиротства все также актуальна для общества.

Одним из авторов, описывающих современное положение дел в некоторых детских домах, является Альберт Лиханов. У Альберта Лиханова есть повести, посвященные осиротевшим детям, выросшим в детдомах, – «Благие намерения» и «Никто».

В первой повести мы знакомимся с выпускницей педагогического института, которая попадает в школу интернат, где в 1 классе с обычными детьми учились дети-сироты. По какой же причине они остались одни? Вот что было написано в личных делах: «В этих тоненьких папках я открывала новые, неведомые мне аббревиатуры, сокращения, каких не встретишь ни в едином филологическом справочнике: ЛРП – лишение родительских прав, МЛС – места лишения свободы.

В кабинете директора висела вязкая тишина, только настенные электрочасы громко стучали стрелкой, отсчитывая минуты, а вокруг меня теснились лица малышей, которые ещё вчера были такими одинаковыми. Точно я заново узнавала их. Дети автомобильных катастроф и даже землетрясений, но чаще всего – человеческих ошибок и взрослой слабости, это были особенные дети. Лишенные родительской ласки, они даже не знали, что она бывает. Человек может и не подозревать о счастье, если он не испытал. А если испытал?»

Главная героиня Надежда прониклась сочувствием к своим воспитанникам-сиротам и пыталась найти им родителей. Но не всем из своих учеников она сумела помочь, и тогда сама заменила им мать. Это произведение – одно из самых главных в творчестве писателя.

Повесть «Никто» – одно из самых драматичных произведений А.Лиханова. Действие сюжета происходит в 90-е годы. Главный герой НИКТО – это кличка, данная мальчику бандитами, с которыми он свел дружбу, расшифровывалась как Николай Топоров – по имени и фамилии. Смысл клички лежит глубже, и молодой человек на самом деле никто. Он никто для своих родителей, которые бросили его в младенчестве, также для педагогов, которым было не до него. Немало испытаний выпало на долю Николая: первая любовь, смерть друга, предательство. В финале романа автор обращается к взрослым: «Испугайтесь, люди, своей беспощадности! Не покидайте, матери, детей…»

Книга Натальи Ковалевой «Зима и лето мальчика Женьки» полностью основана на реальных событиях. Эта история воспитанника детского дома Женьки по прозвищу Брига. Автор описывает детство Женьки в детском доме – негласные законы выживания среди воспитанников. Издевательство и унижение старшеклассниками над младшими ребятами «Три десятка молчаливых свидетелей сжались под байковыми одеялами, и, казалось, перестали дышать… Мертвая тишина, тяжелая, до духоты, висела в спальне. Луч метался от одной кровати к другой. Пацаны только крепче зажмуривались. О, если бы они не боялись выдать себя, то верно, и уши бы заткнули. Генкина койка – рядом; мальчик дрожит под одеялом, обливается липким потом и молчит, молчит.

Женька вдруг вывернулся, рванул на себя ногу Кастета. Тот охнул и свалился всей тяжестью на мальчишку. Женька вырвался – и к книге. Удар под дых остановил его на полдороге. Легкие словно в узел завязались, слёзы брызнули из глаз. Женька согнулся пополам, пытаясь хотя бы выдохнуть»

Главный герой преодолел все тяготы, встреченные на своем жизненном пути. Он встретил настоящих друзей в лице взрослых, которые помогли ему выбрать правильный путь в жизни.

Не все повести, посвященные такому тяжелому испытанию в судьбах детей, с печальным концом. Есть книги, где воспитанники детского дома, пройдя все проблемы в детстве, во взрослой жизни обретают счастье, дом, семью, работу. Так случилось с главным героем в повести Светланы Лабузновой «Билет до луны».

«Я живу обычной жизнью. Хочется написать «жизнью домашней». Я долго жил в мире, где было деление на ничьих и домашних детей. Обживать гнездо мне сложно. Я вырос там, где не было домашнего уюта, так что уютом теперь занимается жена. Давно уже полюбил пить вкусный кофе по утрам. Полюбил готовить, подолгу кататься на лыжах в лесу, а летом ставить двухместную палатку на берегу реки. Комаров кормлю я там один, жена так и осталась равнодушна к рыбалке. Мой единственный друг Вовка тоже редко ходит со мной на карася. Вовку сложно выловить из моря многочисленных дел. Он – человек тайфун. Сегодня он здесь, а завтра – там: то спасает дочь вождя, то восторгается находками древних поселений.

Что сказать напоследок? Может, то, что фильмы с Челентано я обожаю? На экране моя Актриса всегда жива, мне нравится перечитывать ее биографию. Пробовал есть черную икру столовой ложкой – не впечатлило. В нашей семье подрастает маленький лунный житель – четырёхлетняя Любашка. У нее такая же страсть преображать, как у меня.

– Папа, смотри! Я раскрасила у этой лошадки свободные полоски. Она больше не грустит.

Любашкина зебра выглядит пестро, наперекор природе. Родные черные полоски разбавлены синим, зеленым, красным цветом. Безумная пестрая зебра бежит по жизни, стуча фиолетовыми копытами.

Психологи советуют проводить разделение по вертикали: тут хорошо – там плохо. Но мне такое черно-белое разделение событий кажется чересчур скудным. Детдомовская зебра – она совсем другая».