Чудо путешествие по заповедникам

Пройдите по ссылке: Чудо путешествие

Чудо путешествие по заповедникам.

За чистоту земли и рек

в ответе только человек.

Мероприятие адресовано младшим и средним школьникам.

Составитель: библиотекарь Свердловской сельской библиотеки Никулина Г. А.

Цели:

расширение и углубление знаний детей о заповедниках России;

формирования бережного отношения ко всему живому;

воспитания чувства прекрасного.

Развивать интерес к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Методы и приемы: Словесный (рассказ, беседа, поощрение). Наглядный (рассматривание иллюстраций, просмотр видеоклипа)

Оборудование: мультимедийный проектор; экран; компьютер;

 

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждёт увлекательное чудо путешествие.

Слайд 1

Наше путешествие будет проходить с Бубликом, Тошкой, Укроп Укропычем и командой весёлых носков. (просмотр видеоролика).

Ведущий: Ребята, как называются участки земли, где вся природа находится под строгой охраной? Правильно – заповедники. Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по заповедникам и памятникам природы.

Слайд 2

Давайте посмотрим и послушаем, что же произошло с нашими героями в одном из заповедников. (просмотр видеоролика)

Что же сделали Бублик и Укроп Укропыч в заповеднике? (написали карандашом на дереве свои имена). Ребята, а что ещё нельзя делать в заповедниках? (портить деревья, рвать цветы и растения, не пугать зверей и птиц, не выбрасывать мусор, не загрязнять воду и другое).

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если все: и я и ты,

И не будет красоты!

А что ещё вы знаете о заповедниках? Правильно, заповедник – это заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Слайд 3

А сейчас Фото Фотыч расскажет о заповедниках кое-что интересное. (просмотр видеоролика).

Ведущий: Сейчас я узнаю, кто же из вас внимательно слушал о чём рассказывал Фотыч. За каждый правильный ответ – жетон. В конце путешествия подведём итоги.

Вопросы:

  1. Заповедные места, как ещё можно их назвать? (запретные).
  2. Какой царь издал указ об охране всех лесов, которые растут вдоль берегов больших и малых рек? (Пётр 1).
  3. В каком заповедном месте в Белоруссии сохранено редкое животное – Зубр? (Беловежская пуща).
  4. В какой стране можно увидеть куланов? (в Туркмении).
  5. Какие животные сохранены в Приморье, благодаря заповедникам? (тигры и пятнистые олени).
  6. Где расположен самый большой заповедник? (в Гренландии).
  7. А где расположен самый гигантский заповедник? (Антарктида).

Ведущий: Ребята, давайте пофантазируем, какие заповедные места можно сделать у нас на селе.

Слайд 4

А сейчас послушайте, что придумали носки (просмотр видеоролика).

Ребята, а вы любите путешествовать? Да. Сейчас мы с вами  и с нашими друзьями отправимся на геолёте по заповедным местам.

Слайд 5

Но прежде давайте вспомним правила поведения в заповеднике.

Слайд 6

Во время просмотра будьте внимательны. Нужно будет отвечать на вопросы (просмотр).

Вопросы:

  1. Чем знаменит Еулустонский национальный парк в Америке? (этот заповедник первый, где стали проводить экскурсии).
  2. Кто запомнил, как называется заповедник в Подмосковье, где рядом с сосновыми борами растут степные травы? (Приокско-Терасный).
  3. Какой самый старый заповедник в России? (Воронежский).
  4. Этому заповеднику более 90 лет, находится на берегу озера Байкал. Как называется этот заповедник и что там интересное есть? (Бургузинский, есть роднички, где даже зимой вода тёплая и в них можно купаться в любое время года).

Слайд 7

Ведущий: Ребята, как вы думаете, в нашем районе есть заповедники? А сколько? Какие? На территории Артинского городского округа выделено 9 памятников природы, каждый из них имеет своё уникальное значение и свою неповторимую красоту.

Слайд 8-9

Первый заповедник, в который я вас приглашаю на Гору Кашкабаш или можно сказать иначе Романов увал.

Кашкабаш, находится на правом берегу р. Уфа в 2 км на Восток от д. Курки, в 10 км на Север от п. Арти. Кашкабаш (тюрк.) в переводе означает лысая голова, вершина. Артинский ярус выделен, описан и назван известным геологом А.П. Карпинским (1846/47–1936). Здесь в 1874 г. впервые в истории геологической науки обнаружены остатки особых ископаемых: головоногих моллюсков-аммонитов, раковины которых свернуты в спираль. Открытие Артинского яруса А.П. Карпинский считал самым важным результатом своих исследований на Урале. Гора имеет односторонний отвесный склон, в виде нагромождения блочных камней, поставленных друг на друга как крепостная стена. На отдельных камнях можно обнаружить цифры и старинную надпись «Гипсъ». Сложена скальными обнажениями, песчаниками, глинистыми сланцами, представляющими вскрывшийся разрез Артинского яруса нижнего отдела Пермской системы. Вокруг чудесные сосновые леса, заросшие черёмушниками и ольхой лога. Общая площадь памятника 617 гектаров, высота над уровнем моря до 600 метров. Там запрещены добыча камня и сплошная рубка леса. В начале гору называли  Точильная, затем – Романов Увал. Название «Точильная» объясняется остатками старинных карьеров, в которых добывали точильный камень на жернова и точила, в т.ч. для нужд Артинского завода кос и серпов.

Слайд 10-11

Ведущий:  А нам пора двигаться дальше. Сейчас мы отправимся в Сабарский ландшафтный заказник Сабарский ландшафтный заказник – заповедный участок темнохвойных широколиственных лесов. Научно-показательный участок крайних северо-восточных елово-широколиственных лесов восточно-европейского типа в России (с липой, клёном и ильмом). Расположен в 25 км от Артей , на границе с Нижнесергинским районом. Размеры: с севера на юг – около 12 км, поперёк – до 6 км. Южная часть территории – правый берег Уфы. Заказник уникален и представляет собой научную ценность не только для края, области или России – всей планеты. Сабарский заказник – настоящая жемчужина. Лишь тысячную долю процента составляют уголки природы, по счастливой случайности не испытавшие вмешательства человека. Одним из таких мест является Сабарский заказник.

Слайд 12

Ведущий: Отправляемся в Каменный ложок. Каменный ложокгеоморфологический памятник природы, расположенный на правом берегу р. Уфа, в двух километрах ниже по течению от деревни Комарово на территории Сабарского заказника. Имеет оригинальные отложения горных пород конгломератов и песчаников.

Ведущий: А мы продолжаем путешествие в Берёзовскую и Поташкинскую дубравы.

Слайд 13

Березовская дубраваботанический памятник природы вблизи села Березовка. Крайняя точка ареала дуба черешчатого в России.

Слайд 14

Поташкинская дубрава – ботанический памятник природы вблизи села Поташка. Крайняя точка ареала дуба черешчатого в России.

Слайд 15

У людей издавна к дубу нежная любовь. Не только «рябина желает к дубу перебраться!», но и все живое тянется к нему. Дуб – самый мощный «донор» из деревьев, заряжающий человека положительной энергией. Достаточно на 2-3 минуты приложить ладони рук к нему, как вы почувствуете прилив бодрости и энергии. Дубовые желуди были «первым хлебом человечества». Желуди растирали в муку, из которой выпекали хлеб.

Дуб
Он из жёлудя пророс,
А потом всё рос и рос,
Год за годом подрастал —
И могучим дубом стал!
Санин Е. Г.

Дуб
Старый дуб!
Твои сынки —
эти юные дубки.
Вверх потянется орава,
и получится дубрава.
Ю. Насимович

Слайд 16

 

Ведущий: Горные ковыльные степи – ботанический памятник природы вблизи деревень Верхний и Нижний Бардым. Эти степи имеют большое научное значение, как участок целинной степи.

Слайд 17

Участок горных ковыльных степей – ботанический памятник природы, расположен в окрестностях села Новый Златоуст. Также хорошо сохранившийся участок горных степей.

Слайд 18

Ведущий:  Двигаемся дальше.  И оказались мы на Участке елово-пихтовых древостоев – ботанический памятник природы, который расположен в окрестностях села Азигулово, в пойме р. Уфа.. Высокопродуктивное насаждение темнохвойных пород. Необычная форма пихты с сизой хвоей.

Ведущий: Нам осталось посетить ещё один памятник природы.

Слайд 19

Наш путь лежит на Участок культурной посадки женьшеняботанический памятник природы. Расположен в деревне Комарово. В 1975 году был заложен первый на Среднем Урале питомник по выращиванию лекарственного растения женьшень.

Слайд 20

Женьшень – поистине чудодейственное растение. Он известен народной медицине востока не менее 4000 лет. «Корень жизни очень требователен к условиям произрастания, поэтому за ним нужен особенно тщательный уход. «Легче обучить взрослого тигра, чем вырастить корень женьшеня» — гласит восточная мудрость.

Слайд 21

Ведущий: Закончилось путешествие по заповедным местам нашего края.     Сколько памятников природы выделено в Артинском ГО?

Кто запомнил названия памятников природы нашего края?

Как называется гора вблизи деревни Курки?

Как называется заказник, который представляет научную ценность не только для нашего края, но и  для всей планеты?

Какие памятники природы есть вблизи сёл Поташка  Берёзовка?

Где расположены горные ковыльные степи?

Ведущий: Ребята, вам понравились заповедники? Чем понравились? Наше путешествие подходит к концу. Пора возвращаться.

Слайд 22 (видяшка)

Вот мы и прилетели домой. Путешествие прошло успешно.

Подведение итогов. Кто же из вас набрал большее количество жетонов? Награждение.

Что нового вы узнали из сегодняшнего путешествия?

А что же такое заповедники?

Какие заповедники вы запомнили?

А что нельзя делать в заповедниках?

Слайд 23

Песня «У природы много дней»

Слайд 24

               Без природы в мире людям

  • Даже дня прожить нельзя.
  • Так давайте к ней мы будем
  • Относиться, как друзья,
  • И при всем честном народе
  • Добавляем мы потом:
  • Нужно помогать природе –
  • Но со знаньем и умом.