Мы отправимся в путешествие в далекое прошлое, и узнаем историю возникновения книги. Книги пришли к нам из древности и живут уже несколько тысяч лет. Но они не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть.
Были времена, когда не было ни букв, ни пера, но уже были гениальные писатели. Их произведения хранились не в книжных шкафах, а в памяти людей.
Когда люди еще не умели писать, они пользовались другими способами передачи информации. Один из них — узелковое письмо. Это толстая веревка, к которой в виде бахромы подвязывались разноцветные шнуры разной длины и толщины. Узлы на шнурках завязывались простые, двойные, тройные и располагались они, то на конце шнурка, то почти у самой веревки. Чем ближе к веревке-основе находился узелок на шнурке, тем важнее сообщение, которое он несет. У каждого цветного узелка был свой смысл…красный узел обозначал войну, белый — мир, зеленый — хлеб, черный — смерть. Неокрашенные узлы обозначали числа.
На смену узелковому письму, которое было очень трудно читать, пришло письмо в картинках… На каменных плитах люди рисовали картинки. Позже на каменных плитах стали появляться надписи – иероглифы.
Затем, люди стали писать на глиняных дощечках. Существовали даже целые библиотеки из плиток. Люди чертили свои знаки на мягкой глиняной плитке трёхгранной заострённой палочкой. Потом дощечки сушили и обжигали в печах. Каждая «книга» состояла из нескольких десятков и даже сотен плиток, как наша книга из многих страниц. Книги нумеровали как страницы и на каждой проставляли название.
А вот восковые книги были изобретены ещё во времена древних римлян. Выглядела восковая книга так: несколько табличек – дощечек, аккуратно выструганных в середине, скреплялись шнурками через дырочки. Выемку каждой дощечки заполняли воском.
Берестяные книги. Буквы на бересте процарапывались острым железным стержнем или костяным стерженьком с ушком вверху. Надписи на берестяных книгах выполнялись кириллицей.
И вот, наконец во 2-ом веке до н. э. в Китае изобрели бумагу. Это был более дешевый материал. Китайцы целых 800 лет хранили секрет производства бумаги.
В разных странах стали создавать целые мастерские по созданию книг. Работа эта считалась очень важной и почетной. Первыми создателями рукописных книг были монахи. А уже позже появились книгопечатные станки.
Сколько труда вложено, чтобы получилась интересная книга. Книги не сразу становятся яркими. Жизнь любой книги начинается в лесу.
Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушка сосны тянулась к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. Они обрубают ветви, вяжут деревья.
Затем сплавляют их по реке. Река – самая просторная дорога для леса.
Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Из них будут делать бумагу. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага, которую сматывают в огромные бумажные рулоны. Рулоны эти разрезают на листы. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.
А ведь книгу надо написать. Кто пишет книгу?
Правильно. Писатели должны много знать, чтобы написать интересную книгу. А чтобы книга была красочной, необходимо поработать еще и художникам.
В прежние времена книга писалась от руки – была редкостью и ценилась очень дорого. Тогда люди задумались: «Ведь книгу хотели прочесть многие. Как можно размножить книгу?» И сейчас книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. Типография – книжная фабрика.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.
Вот такой долгий путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны этот труд беречь, уважать книгу.