Опять пришел грипп… Но и до эпидемии гриппа были простуда, ОРЗ, ОРВИ.
Я всем желаю ЗДОРОВЬЯ и сегодня я просто хочу напомнить (конечно, с помощью книг) то, что вы и так знаете, но, возможно, подзабыли – как укрепить иммунитет (тех, у кого он хороший, болезни обходят стороной) или побыстрее выздороветь.
Специалисты считают, что иммунная система здорового человека в состоянии без лекарств справиться с вирусами гриппа, если ей в этом помочь. Но и заболевшему человеку надо помочь справится с болезнью. Как? Самый доступный совет – пить больше жидкости — воду, соки, травяные чаи, витаминные напитки, морсы в теплом виде. Для чего? Чтобы не было обезвоживания организма, восполнить потерю жидкости, вывести токсины, смягчить горло и т.д. Особенно полезны клюквенные или брусничные морсы.
Ведь кислая среда, которую создает морс, препятствует развитию воспалительных процессов в организме, а витамин С, содержащийся в нем, увеличивает защитные силы организма. Клюква и брусника обладают жаропонижающим свойством. Но полезнее морсы домашнего приготовления. Поэтому давайте воспользуемся рецептами приготовления морса из книги Дарьи Донцовой «Кулинарная книга лентяйки»:
МОРС КЛЮКВЕННЫЙ
150 г клюквы, 1 л воды, 150 г сахара.
Клюкву перебрать, промыть, протереть или размять. Из измельченной массы отжать сок, поставить его в стеклянной посуде в прохладное место. Выжимки залить водой и варить при слабом кипении 10–15 минут. Затем настоять 30 мин и процедить. В отвар добавить сахар, размешать и влить клюквенный сок.
Подавать охлажденным.
МОРС КЛЮКВЕННЫЙ С МЕДОМ
150 г клюквы, 1 л воды, 100 г меда.
Клюкву перебрать, промыть, размять деревянным пестиком или ложкой в неокисляющейся посуде и отжать сок. Выжимки залить водой, поставить на огонь, прокипятить 10 мин и процедить. Добавить в отвар мед, дать ему раствориться и влить подготовленный клюквенный сок. Подавать морс охлажденным.
Еще одно испытанное народное средство — куриный бульон. Он полезен как в самом начале для борьбы с простудой и гриппом, так и больным и выздоравливающим.
Ряд исследователей из Медицинского центра при Университете Небраски решили изучить свойства куриного бульона. Результаты их научных изысканий были опубликованы в медицинском журнале Chest в 2000 году. Было установлено, что смесь витаминов и питательных веществ, содержащихся в курином бульоне, обладает противовоспалительным действием, которое замедляет рост лейкоцитов, вовлеченных в высвобождение мокроты. Приправы, добавляемые в куриный бульон, такие, как карри, перец и чеснок, могут облегчить течение простуды, поскольку растворяют мокроту. «Эти добавки веками использовались для лечения респираторных заболеваний благодаря своим антиинфекционным, антивирусным и противогрибковым свойствам», — пишет Джен Стоун (Gene Stone) в своей книге «Секреты людей, которые никогда не болеют». Также следует упомянуть о пользе лука, моркови, репы, сельдерея и петрушки, которые также обычно добавляют в бульон. Более того, куриный бульон содержит медикаментозные составляющие, похожие те, что входят в состав современных лекарств, рекомендуемых при простуде. При варке куриное мясо выделяет аминокислоту с химическими свойствами, похожими на ацетилцистеин, лекарственное средство, которое прописывают при бронхите и других респираторных заболеваниях.
А может быть все дело в том, что в бульоне есть цинк, который повышает сопротивляемость организма. Куриный бульон способен снижать высокую температуру у больных вирусными заболеваниями, укрепляет иммунитет, способствует активизации организма, дарит бодрость. Помните в «Обломове» И.Гончарова «…Пищи мясной и вообще животной избегайте, мучнистой и студенистой тоже. Можете кушать легкий бульон, зелень…»
Еще бульон называли еврейским антибиотиком и давали при любом подозрении на инфекцию дыхательных путей. Горячее блюдо облегчает насморк, кашель, смягчает боль в горле, уменьшает воспаление, влияет на очищение верхних дыхательных путей.
Обратимся опять к «Кулинарной книге лентяйки» Дарьи Донцовой:
«Если вы читали книги писателей девятнадцатого века, причем не только россиян: Л. Толстого, А. Чехова, И. Гончарова, но и европейцев: О. Бальзака, Э. Золя и других, то могли встретить такую фразу: «Доктор прописал ему для поддержания сил куриный бульон, и больной быстро пошел на поправку». Не надо смеяться, долгое время суп из курицы считался лечебным, помогающим недужным быстрее поправиться. Кстати, и сейчас многие врачи рекомендуют белое куриное мясо в качестве одного из основных продуктов диетического питания.
Берете тушку, заливаете холодной водой, даете вскипеть, удаляете пену и варите до готовности. Понять, пора ли гасить огонь, просто. Воткните вилку в ножку курицы, если легко входит, блюдо поспело».
Более подробный рецепт дает «Книга о вкусной и здоровой пище»:
КУРИНЫЙ БУЛЬОН
Курицу насухо вытереть полотенцем и опалить (лучше всего на огне спиртовки или на газе), отрубить шейку и лапки, выпотрошить и тщательно промыть.
Желудок разрезать, очистить и снять с него пленку; сердце надрезать; лапки ошпарить, снять с них кожицу и обрубить когти; голову ощипать; с печени осторожно срезать желчный пузырь. Все потроха промыть.
На тушке курицы, ниже грудки, сделать два надреза и заправить в них ножки, а крылышки подогнуть к спинке — это придает тушке более красивую и удобную для варки форму.
Подготовленные таким образом курицу и потроха вместе с очищенными и разрезанными кореньями положить в кастрюлю, залить холодной водой, накрыть крышкой и поставить варить. Появившуюся в начале кипения пену снять шумовкой. Время варки курицы колеблется от 1 до 2 часов, в зависимости от ее величины и возраста.
Готовность курицы определяют при помощи вилки. Если вилка свободно прокалывает мясо ножки, то курица готова. Курицу и потроха вынуть из бульона, положить в другую кастрюлю и накрыть. Бульон процедить.
На одну курицу (средний вес 1 кг) — по 1 шт. моркови, петрушки и лука, 2 1/2 — 3 л воды.
В советской литературе описывается множество примеров, когда куриный бульон воскрешал тяжелобольных. Вспомним, например «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого» Польза куриного бульона очевидна. Существует много диет, при которых куриный бульон творит чудеса, помогая при тяжелых воспалительных процессах, например, в разделе «Лечебное питание» «Книги о вкусной и здоровой пище» читаем:
БЛЮДА ПРИ ИСТОЩЕНИИ ПОСЛЕ ТЯЖЕЛЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ И ОПЕРАЦИЙ
СУП-ПЮРЕ ИЗ КУР
Курицу отварить до готовности. Лук и коренья поджарить в масле вместе с мукой до светложелтого цвета, развести бульоном и кипятить 15–20 минут, после чего процедить, добавить куриное мясо, дважды пропущенное через частую решетку мясорубки, хорошо вымешать и заправить сливками, смешанными с желтком.
Куриного мяса — 100 г, масла сливочного — 15 г, лука репчатого — 10 г, белых кореньев — 10 г, муки пшеничной — 10 г, сливок — 50 г, 1/2 яичного желтка, воды — 750 г.
К супу можно подать гренки из белого хлеба или пирожки с любым фаршем.
И, конечно, безотказное лекарство – хорошая книга, которая прогонит тягостные настроения и мысли, сделает окружающий мир позитивным и даст надежду на светлое и радостное будущее.
Вспомним строки Пушкина в поэме «Моцарт и Сальери»:
«…слушай, брат Сальери,
Как мысли черные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти „Женитьбу Фигаро“…»
Этот совет не лишен смысла — в организме в ответ на положительные эмоции вырабатываются биологически активные вещества — эндорфины, «гормоны удовольствия», нормализующие психику и жизненно важные функции организма.
Еще в древние времена целители знали, что некоторые книги успешно поднимают настроение и способствуют успешному излечению пациентов.
Рекомендуется всем, кто болен, видит жизнь в черном цвете, склонен к негативу и потерял оптимизм, читать хорошие позитивные книги и создавать оптимистичный настрой, ведь оптимизм – важная составляющая здоровья. Ученые пришли к выводу, что оптимисты дольше живут, у них лучше здоровье, они реже болеют, легче переносят болезни и быстрее поправляются! Это ли не стимул почитать хорошую книгу, поднимающую настроение? См. Скорая книжная помощь, Лечение чтением — библиотерапия.
Здоровья всем!!!
В.Драгунский
КУРИНЫЙ БУЛЬОН
Мама принесла из магазина курицу, большую, синеватую, с длинными костлявыми ногами. На голове у курицы был большой красный гребешок. Мама повесила ее за окно и сказала:
— Если папа придет раньше, пусть сварит. Передашь?
Я сказал:
— С удовольствием!
И мама ушла в институт. А я достал акварельные краски и стал рисовать. Я хотел нарисовать белочку, как она прыгает в лесу по деревьям, и у меня сначала здорово выходило, но потом я посмотрел и увидел, что получилась вовсе не белочка, а какой-то дядька, похожий на Мойдодыра. Белкин хвост получился как его нос, а ветки на дереве как волосы, уши и шапка… Я очень удивился, как могло так получиться, и, когда пришел папа, я сказал:
— Угадай, папа, что я нарисовал?
Он посмотрел и задумался:
— Пожар?
— Ты что, папа? Ты посмотри хорошенько!
Тогда папа посмотрел как следует и сказал:
— Ах, извини, это, наверное, футбол…
Я сказал:
— Ты какой-то невнимательный! Ты, наверно, устал?
А он:
— Да нет, просто есть хочется. Не знаешь, что на обед?
Я сказал:
— Вон, за окном курица висит. Свари и съешь!
Папа отцепил курицу от форточки и положил ее на стол.
— Легко сказать, свари! Сварить можно. Сварить — это ерунда. Вопрос, в каком виде нам ее съесть? Из курицы можно приготовить не меньше сотни чудесных питательных блюд. Можно, например, сделать простые куриные котлетки, а можно закатить министерский шницель — с виноградом! Я про это читал! Можно сделать такую котлету на косточке — называется «киевская» — пальчики оближешь. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить ее утюгом, облить чесноком и получится, как в Грузии, «цыпленок табака». Можно, наконец…
Но я его перебил. Я сказал:
— Ты, папа, свари что-нибудь простое, без утюгов. Что-нибудь, понимаешь, самое быстрое!
Папа сразу согласился:
— Верно, сынок! Нам что важно? Поесть побыстрей! Это ты ухватил самую суть. Что же можно сварить побыстрей? Ответ простой и ясный: бульон!
Папа даже руки потер.
Я спросил:
— А ты бульон умеешь?
Но папа только засмеялся.
— А чего тут уметь? — У него даже заблестели глаза. — Бульон — это проще пареной репы: положи в воду и жди, когда сварится, вот и вся премудрость. Решено! Мы варим бульон, и очень скоро у нас будет обед из двух блюд: на первое — бульон с хлебом, на второе — курица вареная, горячая, дымящаяся. Ну-ка брось свою репинскую кисть и давай помогай!
Я сказал:
— А что я должен делать?
— Вот погляди! Видишь, на курице какие-то волоски. Ты их состриги, потому что я не люблю бульон лохматый. Ты состриги эти волоски, а я пока пойду на кухню и поставлю воду кипятить!
И он пошел на кухню. А я взял мамины ножницы и стал подстригать на курице волоски по одному. Сначала я думал, что их будет немного, но потом пригляделся и увидел, что очень много, даже чересчур. И я стал их состригать, и старался быстро стричь, как в парикмахерской, и пощелкивал ножницами по воздуху, когда переходил от волоска к волоску.
Папа вошел в комнату, поглядел на меня и сказал:
— С боков больше снимай, а то получится под бокс!
Я сказал:
— Не очень-то быстро выстригается…
Но тут папа вдруг как хлопнет себя по лбу:
— Господи! Ну и бестолковые же мы с тобой, Дениска! И как это я позабыл! Кончай стрижку! Ее нужно опалить на огне! Понимаешь? Так все делают. Мы ее на огне подпалим, и все волоски сгорят, и не надо будет ни стрижки, ни бритья. За мной!
И он схватил курицу и побежал с нею на кухню. А я за ним. Мы зажгли новую горелку, потому что на одной уже стояла кастрюля с водой, и стали обжигать курицу на огне. Она здорово горела и пахла на всю квартиру паленой шерстью. Папа поворачивал ее с боку на бок и приговаривал:
— Сейчас, сейчас! Ох и хорошая курочка! Сейчас она у нас вся обгорит и станет чистенькая и беленькая…
Но курица, наоборот, становилась какая-то черненькая, вся какая-то обугленная, и папа наконец погасил газ.
Он сказал:
— По-моему, она как-то неожиданно прокоптилась. Ты любишь копченую курицу?
Я сказал:
— Нет. Это она не прокоптилась, просто она вся в саже. Давай-ка, папа, я ее вымою.
Он прямо обрадовался.
— Ты молодец! — сказал он. — Ты сообразительный. Это у тебя хорошая наследственность. Ты весь в меня. Ну-ка, дружок, возьми эту трубочистовую курицу и вымой ее хорошенько под краном, а то я уже устал от этой возни.
И он уселся на табурет.
А я сказал:
— Сейчас, я ее мигом!
И я подошел к раковине и пустил воду, подставил под нее нашу курицу и стал тереть ее правой рукой изо всех сил. Курица была очень горячая и жутко грязная, и я сразу запачкал свои руки до самых локтей. Папа покачивался на табурете.
— Вот, — сказал я, — что ты, папа, с ней наделал. Совершенно не отстирывается. Сажи очень много.
— Пустяки, — сказал папа, — сажа только сверху. Не может же она вся состоять из сажи? Подожди-ка!
И папа пошел в ванную и принес мне оттуда большой кусок земляничного мыла.
— На, — сказал он, — мой как следует! Намыливай!
И я стал намыливать эту несчастную курицу. У нее стал какой-то совсем уже дохловатый вид. Я довольно здорово ее намылил, но она очень плохо отмыливалась, с нее стекала грязь, стекала уже, наверно, с полчаса, но чище она не становилась.
Я сказал:
— Этот проклятый петух только размазывается от мыла.
Тогда папа сказал:
— Вот щетка! Возьми-ка, потри ее хорошенько! Сначала спинку, а уж потом все остальное.
Я стал тереть. Я тер изо всех сил, в некоторых местах даже протирал кожу. Но мне все равно было очень трудно, потому что курица вдруг словно оживела и начала вертеться у меня в руках, скользить и каждую секунду норовила выскочить. А папа все не сходил со своей табуретки и все командовал:
— Крепче три! Ловчее! Держи за крылья! Эх, ты! Да ты, я вижу, совсем не умеешь мыть курицу.
Я тогда сказал:
— Пап, ты попробуй сам!
И я протянул ему курицу. Но он не успел ее взять, как вдруг она выпрыгнула у меня из рук и ускакала под самый дальний шкафчик. Но папа не растерялся. Он сказал:
— Подай швабру!
И когда я подал, папа стал шваброй выгребать ее из-под шкафа. Он сначала оттуда выгреб старую мышеловку, потом моего прошлогоднего оловянного солдатика, и я ужасно обрадовался, ведь я думал, что совсем потерял его, а он тут как тут, мой дорогой.
Потом папа вытащил, наконец, курицу. Она была вся в пыли. А папа был весь красный. Но он ухватил ее за лапку и поволок опять под кран. Он сказал:
— Ну, теперь держись. Синяя птица.
И он довольно чисто ее прополоскал и положил в кастрюлю. В это время пришла мама. Она сказала:
— Что тут у вас за разгром?
А папа вздохнул и сказал:
— Курицу варим.
Мама сказала:
— Давно?
— Только сейчас окунули, — сказал папа.
Мама сняла с кастрюльки крышку.
— Солили? — спросила она.
— Потом, — сказал папа, — когда сварится.
Но мама понюхала кастрюльку.
— Потрошили? — сказала она.
— Потом, — сказал папа, — когда сварится.
Мама вздохнула и вынула курицу из кастрюльки. Она сказала:
— Дениска, принеси мне фартук, пожалуйста. Придется все за вас доделывать, горе-повара.
А я побежал в комнату, взял фартук и захватил со стола свою картинку. Я отдал маме фартук и спросил ее: