3 июля – 95 лет со дня рождения русского писателя Владимира Осиповича Богомолова (1926- 2003)
Прозаик Владимир Осипович Богомолов разделил судьбу ровесников военного поколения. В начале Великой Отечественной войны юношей ушёл на фронт, был воспитанником полка, в 1941 году получил первое офицерское звание, был ранен, награждён.
Богомолову пришлось пройти немало фронтовых дорог – Подмосковье, Украину, Северный Кавказ, Польшу, Германию, Маньчжурию, демобилизовался из армии только в 1951 году.
Литературная биография Владимира Богомолова началась в 1958 году, когда была напечатана первая повесть «Иван». Образ главного героя стал открытием в русской литературе 60-70-х годов.
Иван Буслов – ребёнок, переставший быть ребёнком, человек, который в свои десять-одиннадцать лет всецело принадлежит войне. «Подложив ладошку под щёку, укутанный в одеяла, засыпает во фронтовой землянке маленький мальчик…». Тихие мгновения, но всё же войны, отнявшей у нашего народа почти тридцать миллионов людей. Жестокая, разрушающая сила нависает над этими мгновениями. И милый образ детства – лишь мелькнёт. И никакого будущего нет у этого спящего мальчика.
Вторая повесть Владимира Богомолова – «Зося» появилась в 1963 году. События в ней также разворачиваются на фоне военной действительности. В ней сталкиваются две стороны жизни – любовь и смерть, мечта и суровая реальность. Богомолов хорошо знает, что война не способствует расцвету тонких и нежных чувств. Но в «Зосе» он рассказывает о том, что грубость и ожесточение, насаждённые войной, не в силах опустошить человеческое сердце.
«Иван» и «Зося» принадлежат к числу лучших произведений нашей литературы о Великой Отечественной войне.
Одновременно с повестью «Зося» вышла в свет подборка рассказов-миниатюр: «Кладбище под Белостоком», «Второй сорт», «Кругом люди», «Сердца моего боль».
В них в наибольшей степени проявился характерный для стиля Богомолова лаконизм, умение в малой, но ёмкой форме поднимать проблемы самого широкого звучания. Им свойственны символичность, «притчевость», особое отношение к литературной детали.
Затем наступил период молчания, продлившийся около десяти лет. Лишь в 1974 году Владимир Богомолов опубликовал новое произведение – роман «В августе сорок четвёртого…» (второе название «Момент истины»). Роман принёс Богомолову огромную популярность. Он посвящён работе одного из подразделений русской контрразведки в годы Великой Отечественной войны. Напряженный сюжет даёт возможность сравнивать его с произведениями приключенческого жанра. Однако наряду с детективной линией в романе есть более глубокий план. А главное в работе самого писателя: стремление к правде.
Человек, написавший эти книги, считает своим долгом рассказывать о войне так, чтобы те, кто не вернулся, не могли бы упрекнуть его в неправде. Он не даёт воли вымыслу, и если он о чём-то говорит, то знает это твёрдо. Читая Владимира Богомолова, понимаешь: этому писателю и человеку можно верить. Он говорит о войне с чувством ответственности и боли: «Я вижу мысленно всю Россию, где в каждой второй или третьей семье кто-нибудь не вернулся…»
Владимир Богомолов тот художник, в чьём творчестве тема Великой Отечественной войны является основной. Но проблемы, которые его занимают, вечны – «гражданственность, неприятие человека зла и несправедливости».
В 1984 году Богомолов был награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 2001 году – премией «Новой газеты» имени А. Синявского «За достойное творческое поведение в литературе».
В 2003 году награждён дипломом и медалью ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую литературу».
В последние годы Владимир Богомолов работал над романом с условным названием «Жизнь моя, иль ты приснилась мне…»
Книги в фонде библиотеки:
1.В.Богомолов «Момент истины» («В августе сорок четвёртого»)