В годы войны жители нашего села (с. Поташка), не слышали гула вражеских самолётов и артиллерийских канонад, на наше село не падали бомбы, по нашей уральской земле не ступала нога врага, и всё же эхо войны до сих пор болью отзывается в судьбах земляков.
Ведь тогда почти каждая семья проводила на фронт кого – то из родных – отца, сына, мужа, брата… Многие не вернулись с войны. В память о погибших в центре нашего села поставлен обелиск, на котором 100 фамилий погибших за Родину. Так же напоминает о погибших парк Победы, деревья в котором сажали родные и близкие погибших. В День Победы к памятнику приходят новое поколения, чтобы проникнуться благодарностью к землякам, отдавшим свои жизни во имя Победы.
Уносит время дни и даты,
Но надо б людям всей земли
Не забывать о тех солдатах,
Что мир от гибели спасли!
Живых ветеранов в селе Поташка не осталось, но память о них живет в наших сердцах.
Судьбы людские… Какие они бывают разные и вместе с тем схожи со многими другими. Вот одна из таких судеб. о которой хочу рассказать.
На этой фотографии Берсенёв Пётр Андреевич (5.06.1921 – 10.12.2013).
Со слов самого Петра Андреевича.
Семья Петра Андреевича была большой, в семье были братья, дедушка и ребятишек 5 человек. Дед в семье почитался, он был глава семейства. За один стол семья не помещалась, было два стола. Один для взрослых, другой для ребятни. Порядок в доме был строгий, каждый отвечал за свое дело. К хлебу относились почтительно. За оброненный кусок можно было и по лбу деревянной ложкой схлопотать. Старших уважали и почитали. Достаточно было только одного взгляда. Жили по тем временам нормально. В хозяйстве были 2 лошади, 3 коровы, мастерская по дереву. Делали сани, кошёвки, телеги и другую мелочь.
Затем наступили 1936 – 37 годы, трудными они были для крестьянства. Было Петру Андреевичу около 17 годков и пошёл он работать на Уралмаш в Екатеринбург. В армию призвали в 1940 году в сентябре.
Служба началась в городе Армавир на Северном Кавказе. Там была авиационная школа, учился на механика, а 22 июня началась война.
Война – это всегда страшно: гибель людей, разрушение городов, сёл и деревень, горе детей, потерявших отцов, горе матерей, потерявших своих сыновей и дочерей на поле сражений. Война рушит все надежды и мечты. Тебе 20 лет, и вся жизнь впереди, жить хочется, и вот война обрушилась на плечи молодого паренька.
За 2 месяца призыв Петра Андреевича изучал оружие, армейские порядки.
В 1942 немцы бомбили юг нашей страны. Погибло почти 5000 людей – военных и гражданских, — вспоминал Петр Андреевич.
В 1943 году с группой ребят попросился на фронт. Когда училище эвакуировалось в Среднюю Азию, попал он под бомбежку, контузило, получил ранения в голову и правую руку. После контузии летать не разрешили, послали переучиваться на автомеханика (ремонтировал и готовил штурмовики ИЛ-2), немцы их называли черная смерть.
В начале войны у нас были фанерные самолеты, над которыми немцы смеялись: «Летчики отважные, а самолеты бумажные».
В начале 1945 года в результате многочисленных рапортов он снова стал служить. Попал в 828-й штурмовой авиационный полк первый Украинский флот под командованием маршала Советского Союза Конева Ивана Степановича.
Запомнилось Петру Андреевичу и осталось в памяти два случая. В начале войны это еще было. «Пошли в разведку, и надо же такому случиться, размоталась у меня обмотка, остановился, чтобы поправить, от ребят поотстал малость. И тут вдруг свалился на меня немец. Подумалось: вот и пришла моя смерть. А жить хотелось: либо он меня, либо я его. Завязалась борьба. Ростом — то я небольшой, вёрткий, немец крупный, неповоротливый. Уж как мне удалось его победить не помню. Собрал всю свою волю, выдернул у немца нож из-за пояса воткнул в него. А тут и ребята подошли, помогли. До сих пор помню этого немца, здоровый был.»
Другой случай тоже чуть смертью не обернулся, опять же друзья-уральцы выручили. «Шел бой, метнул бутылку с горючей смесью, загорелся немецкий танк, затем загорелся другой, остановился, из нижнего люка полезли фашисты, я по ним давай стрелять, чем и выдал себя. Третий танк пошел на траншею, где сидел я, остановился надо мной и круто повернулся. Больше я ничего не помню. Очнулся на третий день в госпитале. Оказывается, спасли меня, пошли после боя собирать потери, видят: из-под земли волосы торчат, откопали меня и отправили в госпиталь.»
— Войну закончил за Берлином на реке Эльбе. После войны еще отслужил 1,5 года. Домой вернулся в 1946 году в мае.
За боевые заслуги перед родиной Петр Андреевич Берсенев был награжден правительственными наградами, которых у него много. Как говорила его жена, Анфиса Андрияновна, у него вся грудь в медалях. За участие в героическом штурме и взятии Берлина сержант П.А.Берсенев награжден медалью: «За взятие Берлина», «За боевые заслуги», «За Победу над Германией в 1941 – 45 гг.»», награжден 2 медалями «За отвагу», имеет орден «Жукова», орден «Отечественной войны II степени», награжден юбилейными и трудовыми медалями. Вот такие его подвиги во время и после войны.
Начал работать на комбайне. Ему доверили самую ответственную работу. Комбайнером Петр Андреевич проработал 20 лет. Имеет 20 благодарностей. Трудовой стаж Петра Андреевича 53 года.
Пел солдат на передовой:
Назад ни шагу,
Наша для впереди!
Две медали «За отвагу»
Колыхались на груди!