Если сказать, что все мы выросли на стихах Агнии Барто, то в этом не будет никакого преувеличения. Их и сейчас продолжают читать мамы своим детишкам, и знакомые стихи «Наша Таня громко плачет…», «Идет бычок, качается…», «Уронили мишку на пол…», всплывают в памяти просто и ненавязчиво. Они погружают нас в мир детства, и напоминают первые шаги, впервые произнесенное слово «мама», первую нянечку в садике и первую учительницу в школе. Они написаны в легком стиле, Барто старается разговаривать со своими читателями на простом и понятном им языке.
Агния Барто навсегда вошла в историю отечественной поэзии как талантливейший автор детских стихов. Кроме этого она еще писала сценарии и даже работала на радио ведущей. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Родилась Гетель Волова (именно так звучит настоящее имя известной поэтессы) 17 февраля 1906 года в Москве, в еврейской семье Льва Волова и Марии Воловой (Блох). Отец работал ветеринарным врачом, мама была домохозяйкой.
Отец был большим поклонником творчества Крылова, зачитывался его баснями, и каждый вечер, укладывая дочурку спать, читал ей самые интересные. Именно он научил Агнию читать, и вместо азбуки и букваря использовал книгу Льва Толстого. Толстой тоже вызывал в нем уважение, в доме было полно его книг. Наверное поэтому в один из своих дней рождений маленькая Агния получила в подарок книгу «Как живет и работает Лев Николаевич Толстой».
СОЧИНЯТЬ СТИХИ ДЕВОЧКА НАЧАЛА С ДЕТСТВА. В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ГИМНАЗИИ В ЕЕ ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕОБЛАДАЛА ЛЮБОВНАЯ ТЕМАТИКА, ЭТО БЫЛИ ПО-ДЕТСКИ ПРОСТЫЕ И НАИВНЫЕ СОЧИНЕНИЯ О ПАЖАХ И МАРКИЗАХ, ВЛЮБЛЕННЫХ В ПРЕКРАСНЫХ ДАМ.
Однако эти томные красавицы и влюбленные в них рыцари быстро надоели Агнии, и постепенно она отошла от этой темы. Она стала писать эпиграммы на педагогов и одноклассниц, которые были достаточно смелыми.
Как выходец из интеллигентной семьи Агния училась в престижной гимназии, где усиленно изучала французский и немецкий языки. Помимо этого девочка увлеклась хореографией и в своих мечтах уже видела себя известной балериной. Но вскоре стало понятно, что родители не в состоянии оплачивать гимназию и занятия в хореографическом училище, из-за трудного материального положения. Чтобы как-то помочь родителям, пятнадцатилетняя девочка приписала себе год и устроилась на должность продавца в магазин одежды. Сотрудники этого магазина получали в качестве пайка головы селедок, которые использовали для приготовления супа. ТВОРЧЕСКАЯ КАРЬЕРА
Однажды в хореографическом училище, которое заканчивала Агния, появился Анатолий Луначарский, занимавший в те годы пост министра просвещения. Он пришел, чтобы посмотреть на выпускников и увидел Барто, которая читала со сцены собственный стих «Похоронный марш». В качестве аккомпанемента звучала музыка Шопена. Стихотворение было далеко не веселым, но вызвало у Луначарского приступ смеха. После ее выступления, он сказал, что у этой девочки есть все шансы стать известной поэтессой, а ее веселыми жизнерадостными стихами все будут восторгаться.
В 1924-М АГНИЯ ОКОНЧИЛА ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ И ВОШЛА В СОСТАВ БАЛЕТНОЙ ТРУППЫ. НО СВЯЗАТЬ СВОЮ БИОГРАФИЮ С БАЛЕТОМ У НЕЕ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ – ТРУППА УЕХАЛА В ЭМИГРАЦИЮ, А СЕМЬЯ БАРТО РЕШИТЕЛЬНО ВОСПРОТИВИЛАСЬ ЭТОМУ. АГНИЯ ОСТАЛАСЬ В МОСКВЕ.
В 1925-м Агния представила свои первые стихи. Она пришла в Госиздат с «Мишкой-воришкой» и «Китайчонком Ван Ли», которые так понравились выпускающему редактору, что он решился их немедленно опубликовать. После этого поэтесса начала выпускать свои произведения целыми сборниками и вскоре увидели свет издания «Братишки», «Игрушки», «Снегирь», «Мальчик наоборот», «Болтунья».
Советские читатели раскупали сборники ее стихов со скоростью света, Агния стала очень популярной и востребованной. Она не выдумывала небылицы, ее образы были полны юмора и сатиры, в них высмеивались человеческие пороки и недостатки. Ее поэзия не походила на занудное нытье, скорее ее стихи были забавными дразнилками, и поэтому их так любили дети. Произведения Барто пользовалась намного большей популярностью, чем сочинения других поэтов начала двадцатого века.
Несмотря на такую широкую популярность, Агния не загордилась, ее всегда отличали застенчивость и скромность. Она очень любила Владимира Маяковского, но когда состоялась их первая встреча, она скромно молчала. Потом были еще несколько встреч, они долго обсуждали детскую поэзию, и молодая поэтесса многому научилась у Маяковского. Однажды ее стих прочел Корней Чуковский, и Агния из скромности сказала, что это сочинение пятилетнего мальчика. Такое же волнение Агния испытывала и при Максиме Горьком.
С началом войны поэтесса оказалась в Свердловске. В это время она выступает на радио, пишет статьи, стихи и очерки на военную тематику, постоянно печатается в газете. Тогда же Барто загорелась идеей написать о трудовой доблести подростков, которые своим трудом у станка помогают приблизить долгожданную победу. Чтобы понимать, о чем писать, Агния сама выучилась на токаря, и эти знания помогли ей создать произведение под названием «Идет ученик», которое вышло в 1943-м. Ее наградили премией, которую поэтесса до последней копейки пожертвовала на создание танка для фронта. В столицу Агния Барто вернулась в 1944 году.
После победы Агния начала развивать шефскую работу над детскими домами. Она часто приезжала к сиротам, выступала перед ними со своими стихами, привозила скромные дары. В 1947-м она написала и издала поэму под названием «Звенигород», которая посвящалась всем деткам, оставшимся сиротами после войны. Это произведение сильно отличалось от всех ее поэзий, оно было достаточно тяжелым в психологическом плане. После того, как «Звенигород» был опубликован, Агния начала получать множество писем. Среди них было и от женщины из Караганды, которая в войну потеряла свою дочь. Она просила помощи у поэтессы, и Барто не поленилась, отнесла это письмо специалистам, которые занимались розыском пропавших людей. Никто даже не верил, что это поможет, но чудеса все же случаются – после долгой разлуки родные люди нашли друг друга. Этот случай попал в прессу, и после этого Агнию буквально закидали письмами с подобными просьбами. Со свойственной ей душевностью и отзывчивостью, поэтесса принялась помогать. Она основала радиопередачу «Найти человека», и в эфире читала письма обратившихся к ней людей. Дети рассказывали о том, что помнят, и хоть эти сведения были обрывочными, но даже благодаря им удавалось разыскать их родителей. Агния читала письма в эфире, на них мгновенно реагировали слушатели, и в результате множество людей нашли родных с помощью небезразличной поэтессы. ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Первый раз Агния вышла замуж за поэта Павла Барто, и под этой фамилией ее узнала вся страна. В соавторстве с мужем Агния написала три стиха – «Девочка чумазая», «Девочка-рёвушка», «Считалочка». В 1927-м они стали родителями сына Эдгара, но через шесть лет их брак распался. Сын поэтессы трагически погиб 5 мая 1945-го – его сбил грузовик, когда парень катался на велосипеде по Лаврушинскому переулку. На тот момент ему было всего 18.
Потом в личной жизни поэтессы появился Андрей Щегляев. По образованию он теплоэнергетик, был членом-корреспондентом АН СССР. Они счастливо жили до 1970-го, пока супруг поэтессы не скончался от рака. От этого мужа Барто родила дочку Татьяну. Она получила техническое образование и имеет научную степень кандидата технических наук. СМЕРТЬ
Жизнь Агнии Барто оборвалась 1 апреля 1981-го. Причиной ее смерти стало больное сердце. После того, как доктора произвели вскрытие, они поразились, как поэтесса сумела так долго прожить с такими слабыми сосудами.
Многочисленные поклонники ее творчества вспоминают ее слова о том, что каждому человеку приходится в жизни делать больше, чем он может вынести, и говорят, что Агния всегда делала больше, чем позволяли ее силы. Местом упокоения великой поэтессы и прекрасного человека Агнии Барто стало Новодевичье кладбище столицы.