Немного из истрии
Название праздника говорит само за себя: русский народ объединился, сплотился, избрал общую цель. И, судя по тому, что сегодня мы отмечаем эту дату, цель была достигнута.
Что это за праздник?
День народного единства призван напомнить о важном историческом событии 1612 года, когда Россия была освобождена от польских захватчиков. Праздник также приурочили ко дню чествования Казанской иконы Божьей матери. В память об освободителях в 1637 был освящен храм на Красной площади.
Конечно, суть этого праздника не в победе над поляками. Это день сплочения, объединения народа перед опасностью и угрозой родине.
История этого праздника начинается 400 лет назад. В начале XVII века умер Фёдор, сын Ивана Грозного, не оставив наследника. В государстве возникла проблема: кто будет царём?
Все помнили о младшем сыне Ивана Грозного, Дмитрии, который погиб ещё при жизни Фёдора при загадочных обстоятельствах. Пользуясь этой таинственностью, начали появляться «Лжедмитрии», то есть самозванцы, выдающие себя за наследников престола.
Они врывались с армиями из Польши, убивали и грабили, властвовали в стране, устраивая бесчинства. Из-за отсутствия законного правителя царил хаос. Разграбленный и измученный иностранцами народ умирал от голода. Страна находилась на грани развала и потери независимости.
Это было нелёгкое время для России. Но благодаря храбрым и честным людям — Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому — народ объединился в борьбе с общим врагом. Сражение длилось два месяца, и 4 ноября 1612 года ополченцы изгнали захватчиков с родной земли.
По преданию, народ сражался под покровом Казанской иконы Божьей Матери. Именно с ней ополченцы вышли на штурм. После народной победы избрали нового царя, а страна начала возрождаться.
Кто такие Пожарский и Минин?
Кузьма Минин был нижегородским старостой. Именно он положил начало народному ополчению. Минин призвал горожан противостоять врагу и организовал сбор войска, в которое вошли люди разных сословий. Это были крестьяне, казаки, стрельцы, дворяне. Вместе с русскими вступали в отряд и другие народы, страдающие от интервенции.
Дмитрий Пожарский стал воеводой организованной армии. Кузьму Минина народ избрал его казначеем и помощником.
Почему это важный день?
Изгнание поляков из России положило конец Смутному времени. Закончилась анархия. Все сословия страны приняли участие в выборе нового царя: казачество, дворяне, крестьяне, бояре, стрельцы и духовенство.
Когда праздником стал официальным?
Еще в 1613 году утвердили День очищения России от польских захватчиков. В 1649 эта дата приобрела статус государственно-церковного праздника. После 1917 года 4 ноября было упразднено из-за борьбы с любыми проявлениями религиозных верований. Вместо него отмечали 7 ноября — День Октябрьской революции.
В 2004 году на Российском Межрелигиозном совете было вынесено предложение сделать 4 ноября праздником и назвать его Днём народного единства. Эту инициативу поддержала Госдума. Теперь вместо 7 ноября отдыхаем 4 ноября.
Обзор книг о праздниках, обычаях и обрядах народов России
для детей младшего и среднего школьного возраста
Бронштейн М.М. Праздники народов России : энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л. Жуковская, М.Д. Каракетов и др. ; ил. И.В. Максимовой и др. — Москва : Росмэн, 2002. — 104с. : ил.
Энциклопедия рассказывает о том, какие праздники существуют у народов, проживающих в России, как к ним готовятся и как отмечают. Книга написана специалистами Института этнологии и антропологии РАН.
Колесникова В. С. Русь православная : праздники и обряды / В.С. Колесникова. — Москва : ОЛМА ПРЕСС, 2005 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат детской литературы). — 605 с.
В книге рассказывается о народно-православных праздниках, которые постепенно установились на Руси после принятия христианства в процессе слияния народного и православного начал. При подготовке книги, помимо Священного Писания, использованы труды Отцов Церкви, богословов, философов прошлого и современности, а также пословицы, поговорки из работ выдающихся этнографов.
Русский народный календарь : обычаи, поверья, приметы на каждый день / сост. О.В. Третьякова, Н.В. Тверитинова. — Москва : Астрель: Метафора, 2012. — 607 с.