Путешествие в эпоху Петра Первого

Поташкинская сельская библиотека предлагает совершить путешествие в эпоху Петра Первого, подготовленное библиотекарем Снигиревой З.П.

Почему Петр Первый не хотел строить мосты в Санкт-Петербурге

Санкт – Петербург,  основанный Петром Первым  в 1703 году, раскинулся на множестве островов. Неудивительно, что город с такой планировкой должен иметь огромное количество мостов. Сейчас их действительно в городе не одна сотня. А вот сам Петр Первый был убежден, что мосты в Санкт-Петербурге нужно возводить только в случае крайней необходимости.           Почему он так считал? Все дело в том, что правитель мечтал видеть новый город таким,  как горячо любимый им Амстердам, где жители перемещаются с одного острова на другой на лодках. Вот и Петр хотел привить горожанам тягу к водным прогулкам, пусть и непродолжительным. К тому же мосты мешали судоходству, а Петербург должен был стать крупнейшим морским портом Европы.

Иногда Петр делал исключение, разрешая построить мост, необходимый для транспортировки важных грузов. Так в 1703 году построили деревянный мост, соединивший Березовый и Заячий острова. Это было необходимо для доставки строительных материалов к Петропавловской крепости.

Проблему с мостами начали решать только после смерти императора. Причем долгое время капитальных мостов не возводили, считая, что это слишком опасно: частые наводнения и штормы могли их разрушить. Строили так называемые «наплавные» мосты. В качестве опор использовались «плашкоуты»- небольшие плоские лодки, на которые крепили сам мост.

Один из таких мостов, Исаакиевский, императрица Анна Иоанновна даже использовала как средство пополнения казны: переход был платным. С пешего брали 1 копейку, с лошади — 2копейки, а уж если кто-то из знати решил проехать по мосту в карете, то требовалось уплатить целый пятак. Для того времени – сумма приличная. Отменила плату за пользование мостом только Елизавета Петровна в 1754 году.

Строительство первого капитального моста через Неву началось лишь в середине XIX века – в 1850 году. Адмиралтейский и Васильевский острова соединил новый мост, получивший название Благовещенский, так как выходил он на Благовещенскую площадь. Интересно, что за эти годы мост не раз переименовали. С 1855 по 1918г.его называли Николаевкий. С 1918 по 2007-й носил он имя Лейтенанта Шмидта, а в 2007 году ему было возвращено первоначальное название – Благовещенский.

Дефицит мостов в Санкт- Петербурге привел к тому, что даже на рубеже XIX и XX веков в городе существовал «ледовый трамвай». Этот новый для города вид транспорта появился здесь в 1895 году. Но переезда с одного острова на другой был затруднен из-за нехватки качественных мостов. Тогда инженеры нашли оригинальный выход – зимой по льду замершей Невы прокладывали рельсы, вмораживали столбы, на которых натягивались провода, и пассажиры могли перемещаться по городу. Интересно, что инженеры отнеслись к этому вопросу очень серьезно: за время существования «ледового трамвая» (1895 – 1910гг.) не было отмечено ни одной крупной аварии.

Новшество Санкт-Петербурга понравилось в Нижнем Новгороде и Архангельске, где также появились подобные «ледовые» трамваи.

Многие горожане пользовались услугами лодочников. Самый крупные перевоз находился в районе современной Гагаринской улицы. Кстати, название улицы никакого отношения к первому в мире космонавту не имеет – здесь находилась пристань, принадлежавшая князю Гагарину.